Константин Жуков, зав. кафедрой педагогики и гуманитарных технологий Иркутского госуниверситета, заслуженный учитель РФ, легенда педотрядовского движения. Именно он на заре 1970-х занимался воспитательной работой в обкоме комсомола, и именно он стоял у истоков создания педагогического отряда на историческом факультете.
Первые педотряды, - рассказывает Константин Сергеевич, - появились в СССР на производстве в Липецке, Латвии. В Иркутской области первенцами педагогической деятельности стал Ангарский электролизно-химический комбинат, и первым командиром стал Володя Дроздов, военный моряк, который умер молодым. Так что педотряды – это не наше достижение.
В конце 1960-х гг. эхо педотрядов докатилось и до Иркутска. В Педагогическом институте создали «Труверы».
Константин Сергеевич, Макаревич как-то спел: «Ты помнишь, как все начиналось». Как все началось у нас, на истфаке?
Еще в конце семидесятых на историческом факультете была попытка создать педагогический отряд, но она закончилась неудачно. И в 1981 году сами ребята предложили вернуться к этому вопросу и создать педотряд. Это Оля Уракова, самая активная девушка курса, она была зав. сектором вневузовской работы бюро ВЛКСМ, и группа ребят – журналистов, из которых выделялась Таня Михайлова.
Чем вы занимались?
О, это было так интересно. Мы иногда собирались, даже у меня дома, на кафедре, в аудиториях, ели торты. Я пытался решать маленькие конфликтные ситуации, которые были то с ребятишками, то с педагогами… Проблемы, в основном, тогда были административно-педагогического характера. А я, либерал по натуре, ходил студентов всегда защищал. Помню, я лежал в больнице, а Ольга со своей подругой Галей пришли меня навещать. Приятно так было…
Кто они – первые педотрядовцы?
Комсомольцы, что характерно для того времени. Комсомол – это уникальная структура. Работая в Германии, часто слышал от немцев о том, как мы смогли допустить, чтобы такая государственно-общественная структура, которую мы считали эффективной, была развалена в одночасье. Эти ребята отличались таким великолепным качеством как романтизм. Романтик – это не человек, который смотрит через розовые очки. Он верит в то, что он делает. Он оптимистически смотрит на мир. Он знает, что мы сможем добиться лучшего. И еще, им нравился сам процесс. Они не жили не только для других, но и для себя. Им нравилось, что они взрослые, но играют… Они играли в то, что им дает взрослая жизнь. Им нравилось командовать и управлять (это нормально и сейчас!), они дружили, любили, сидели по ночам. Это своеобразный элитный клуб друзей, куда ни каждого пускают. Надо было научиться дружить, прежде чем туда попасть. Ольга Уракова, Татьяна Тихонова, Женя Гудков - в них заложены прекрасные лидерские классические качества. Они могли взять ответственность на себя, обозначить предмет деятельности. Они были просто обаятельные люди – это природная основа, внешне приятные люди, что тоже немаловажно. Улыбчивые. К ним тянулись люди.
Двадцать лет педотряду. Это не случайно?
Люди стремятся к единению, организации. Эган вывел пять граней непереносимости одиночества. Где есть я, там есть мы. Есть такие качества, которые можно реализовать и показать только в общении. Есть люди, которые получают огромное удовольствие от общения, удовлетворение своих идеологических и культурных привязанностей.
Педотряд служил человеку и тогда, и сейчас?
Да. То, что движение продолжается, расширяется, это великолепно. Сейчас педагогический отряд стал элементом гражданского общества, нового общества России. так себя реализует современная молодежь. Это нормальные здоровые люди.
Подготовлено к 20-летию СПО "Товарищ". 2001 г.