Наше творчество |
|
---|---|
Путешествие в… или Сам себе… Железногорск. Город нашего лета« Железногорск-Илимский – город (с 1965 г .),ж.д. станция Коршуниха-Ангарская, построенный на месте Коршуновского месторождения » Б.С.Э. 1. Две стихии. Железнодорожную ветку на подъезде к городу Железногорск-Илимский со всех сторон окружают заросшие хвойным лесом горы. Их причудливые склоны так похожи на волны, что кажется, будто поезд мчится по бескрайнему темно-зеленому морю. Внезапно горы-волны расступаются над серебристой излучиной реки, и буйство природы уступает место могуществу человека – зрелищу не менее впечатляющему. Унылая череда песчаных насыпей, сменивших тайгу, обрывается и открывает взору огромный карьер. Железногорцы ласково называют его «наша Яма». Поезд врывается в тоннель и через полторы минуты Яма вновь красуется полосатыми срезами своих отвесных стен, упирающихся в самое небо. Окажись ты по другую сторону Ямы, и твоему взору предстанет потрясающий воображение вид. От поезда, вынырнувшего из тоннеля и похожего на черную крошечную ниточку, тебя отделяет гудящая и скрежещущая Бездна, уходящая в глубь Пространства и Времени. Далеко в низине клубится туман, усиливая это впечатление. А на противоположном берегу реки Илим раскинулся город. Дома взбираются по зеленому склону – или террасами спускаются к берегу – как посмотреть. И надо всем этим – над Ямой, над хвойным морем и городом в пастельных тонах – надо всем этим раскинулся бескрайний океан неба. Самого красивого неба на свете. 2. Город – в лицах и под музыку. Исключительной и необъяснимой особенностью Железногорска является то, что ты, куда бы ни направлялся, неизменно идешь «в гору». Лишь дорога, идущая к вокзалу, кажется, спускается к реке, но и она, в конце концов, словно заворачивается вверх. С транспортом просто – просто беда. Туда-сюда снуют служебные автобусы комбината. Говорят, что есть и рейсовые. Наверное, правда, - я даже как-то раз видела один. Но большей частью люди передвигаются пешком. Оно и правильно – ходить полезно, а городок небольшой. Главной достопримечательностью, скажу даже – достоянием, города является светофор. Единственный. Он стоит на самом крупном перекрестке, близ центральной площади. И, что интересно: где бы ты ни находился , в конце концов выйдешь к светофору. Вот уж точно: «все растоянья когда-нибудь в круг замыкаются…». Кстати, правила дорожного движения на дорогах железногорскими водителями соблюдаются непривычно строго. В частности, они всегда тормозят перед пешеходными переходами. В Иркутске такое можно увидеть разве что перед зданием Областной Администрации. Днем жизнь города кипит на рынке. Вечером – совсем рядом – на диск-поле «Юность». Кипение прекращается около часу ночи по настоятельной просьбе жителей близлежащих домов. А если в этот час пройтись по старым кварталам, можно попасть в далекие социалистические 60-е. Музыка из открытых окон, парочки на скамейках. Огоньки папирос на деревянных крылечках. Запах ночной зелени, которой этот город буквально утопает. Самое красивое место в Железногорске – сосновый бор в его центре. Там находится аллея памяти и монумент героям Великой Отечественной войны Чудесный уголок природы и тишины среди асфальта и бетонных плит. Здесь хорошо бродить в одиночестве, сбивая носком ботинка упавшие сосновые шишки… 3. Лето – это маленькая жизнь. Километрах в сорока от города, на берегу реки Илим стоит лагерь. Белые двухэтажные корпуса уступами спускаются к речке. Это – ДОЛ «Лесное», где вот уже 17 лет работает педотряд «Товарищ» из далекого Иркутска. Жители Железногорска давно привыкли к тому, что каждое лето по улицам разгуливают студенты в военных куртках, бренчащих значками. Почти в каждой семье дети хотя бы раз отдыхали в «Лесном». И чужой город становится родным, когда встречаешь «своих» деток, дергающих маму за рукав: «Смотри, смотри, вон моя вожатая идет!..» Хотя нет-нет, да встретится изумленный гражданин: «Ребята, вы откуда такие? Стройотряд, что ли?» - «Да, дед, стройотряд». «А строите-то чего?» - «Да как бы вам сказать… Детей». В первое лето нового века совсем еще «зеленые» Товарищи поколения next вновь приехали в «Лесное». За плечами самых «старых» - два лета. Но этого даже много, чтобы навсегда оставить здесь своё сердце. Синее, Бескрайнее небо с сахарно-важными облаками, ромашковые луга, земляничный лес, искристо-холодная река и хвойные горы на другом берегу – рай для романтиков. И еще не совсем испорченные благами цивилизации дети, многие из которых позади больше сезонов, чем у всех нынешних вожатых, вместе взятых. Это лето получилось коротким. Затянувшийся ремонт позволил начать первый сезон лишь в конце июня. Маленькие, по 18 дней, сезоны-близнецы начинались в понедельник, а заканчивались в четверг. И все основные мероприятия приходились на одни и те же дни недели. План-сетки становились предсказуемыми. Спасали от однообразия кардинальное различие тематики и постоянные поиски чего-то нового. Первый сезон – «ИО СПО». Посвящен 35-летию нашего Объединения и юбилею СПО «Товарищ». Мы создали мини-копию рабочего года педотрядовцев. Показали детям, что приезжающие к ним вожатые – не просто студенты-романтики, а часть большой и отлаженной Системы. Да и сами невольно уносились в родной Иркутск, слыша такие знакомые кричалки «Альтаира», «Пламени», «Вагантов»… “ Orient Express ” – вольная тема второго сезона. Полет фантазии, ограниченный лишь одним условием: все, что ты делаешь, должно иметь отношение к Востоку. Получилась премиленькая экскурсия на поезде «Восточный экспресс» (именно так переводится название сезона) по горам и долам Китая, Вьетнама, Индостана, Японии и сказочной Аграбы. Интернациональный азиатский аналог Euro – Ori – приучал детей к мысли, что добрые дела нужно поощрять, а за удовольствия платить. Что и говорить, подивили «Товарищи» нынче и детишек, и их родителей, и администрацию лагеря. Порадовали. Но главное – не то, что нам сказали: «Обязательно ждем следующим летом», хотя и это важно. Главное – это дети. И если, перефразируя одного из вожатых, «ты пашешь весь сезон, чтобы потом хотя бы один дурачок бежал за поездом и плакал», то все у нас получится. И новым летом нас опять встретит край двух морей – хвойно-зеленого и бездонно-небесного. Край железных руд и рыжего песка. Любимый Желек, Педотрядовское наше счастье Елена Костилецкая |